Иван Снежный предлагает Вам запомнить сайт «Территория детства»
Вы хотите запомнить сайт «Территория детства»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Школа

ПОСЛЕ САДА (ШКОЛЫ)


В статье приведены примеры, связанные с пребыванием в детском саду, но их легко заменить на ваши собственные жизненные ситуации с ребенком, который провел время в любом заведении режимного типа. 

Итак, ребенок счастлив до глубины души, увидев мамочку (папочку, бабулю, дедулю) после целого дня, проведенного в саду. Он обмякает, расслабляется. А время не ждет – нужно одеваться выходить на улицу. И мама помнит, что ребенок должен сам одеваться, а то «сядет на шею», «распустится» и «никогда сам не научится, если ему помогать». И вот в эту секунду, когда сынок распластался на диванчике в раздевалке, в ее голове всплывают все эти «истины», как сделать из него достойного члена общества, а из нее – хорошую маму. И она говорит ему с раздражением: «Ну что ты разлегся, как барин?! Что, я пришла, все можно?! Ну-ка быстро, давай сам одевайся!» И вот, за минуту создано напряжение в их отношениях. И это буквально первое, что происходит после целого дня разлуки. 

Если включиться в ситуацию и проявить внимание и чуткость по отношению к своему ребенку, то можно почувствовать и представить себе его переживания в момент долгожданной встречи. Он целый день был в социуме, где должен был максимально делать все сам. И не только в вопросах ухода за собой, но и в эмоциональном плане. Ему приходилось самому справляться со своими эмоциями. Возможно, ему сегодня было обидно или он сильно злился, грустил или волновался. И тут приходит мама, чтобы забрать его домой. Он бесконечно рад! Вот теперь он может расслабиться, рядом со своим самым близким взрослым человеком. Как здорово, что сейчас о тебе позаботятся. И тебе можно отпустить вожжи. Отпустить сосредоточенность и опереться на родителя. Представьте себе, что Вы вернулись домой после напряженного рабочего дня. И Ваш любимый человек приносит Вам чай в комнату, где Вы присели отдохнуть. Разве Вы не можете сделать сами себе чай? Что за глупый вопрос, - конечно, можете. Но как приятно, когда о тебе позаботились. И это при том, что Вы взрослый человек. И когда речь в подобной ситуации идет о ребенке, умножаем важность этой заботы на 10. Нет, на 100! На 1000! 

Помогите одеться своему ребенку, если он в этом нуждается. Не торопитесь, подержите его на ручках, если ему хочется обняться. Посмотрите в глаза своему малышу, почувствуйте его, скажите, как Вы рады его видеть. Выслушайте его, если ему что-то очень хочется тут же рассказать. Дайте ребенку возможность «выдохнуть» и опереться на Вас. Это не его прихоти и капризы. Это его реальные потребности. И в наших родительских силах эти потребности удовлетворить. Насытить своего ребенка любовью, спокойствием, заботой. 

Не стоит ни грамма переживать за его самостоятельность. Чуть позже он сам оденется. И еще будет завтра, когда он снова будет многое делать сам в саду. Он не будет требовать от Вас ухаживать за ним, например, в бытовых вопросах, когда его потребность быть маленьким будет полностью удовлетворена. Он обязательно об этом скажет: «Мам, ну все, дальше я сам». И в этот момент материнское сердце, возможно, сожмется от нахлынувшего ощущения и осознания, что время идет, и этот ребенок уже никогда не будет младше, чем есть сегодня. Он будет взрослеть и нуждаться во мне все меньше и меньше. И это естественно, это хорошо. И как прекрасно позволить себе наслаждаться каждой секундой наших отношений «здесь и сейчас». Потому что этому не суждено повториться. 

Также, я заметила, на примере своего сына и других детей, что после пребывания в детском саду или на каком-то долгом мероприятии, где действуют определенные ограничения по громкости и активности, ребенок часто ведет себя особенно шумно. Это связано, как мне кажется, с необходимостью восполнить потребность в свободе проявлять себя. В саду есть правила, связанные с вопросами безопасности и обусловленные наличием большого количества детей в одном пространстве. И дети должны соблюдать эти правила поведения. Поэтому, оказавшись после «рабочего» дня на воле, им жизненно необходимо выплеснуть всю накопившуюся за день энергию. Это относится в бОльшей степени к ребятам с активным темпераментом. Поэтому, если вы видите, что вашему ребенку «рвет крышу», обеспечьте ему возможность «выйти из берегов». Оптимизируйте пространство, поиграйте в активные игры, позвольте покричать и побегать вдоволь. Также иногда возникает потребность поплакать в голос, громче, чем обычно. Позвольте. Позвольте жизни случиться. Поучаствуйте. Побудьте вместе в этом потоке, ведь ваша близость – самое ценное, что есть для маленького ребенка. Сейчас это так. Пока так. Наслаждайтесь! 

© Ольга Турчина

28 мар, 05:00
0 0

НЕ ХОЧУ ИДТИ В ШКОЛУ! УЧИТЬСЯ НЕ ИНТЕРЕСНО! УРОКИ НЕНАВИЖУ!






Сегодня получила письмо от Валерии, мамы первоклассника: 

«…У меня сыночек уже отучился в первом классе, где мы столкнулись со многими проблемами (не хочет идти в школу, не интересно учиться, говорит: «УРОКИ НЕНАВИЖУ!!». 

Можно представить себе, что испытывает ребёнок, для которого первый класс обернулся таким сложным периодом в его жизни, и как сильно переживает и страдает мама. 

А ведь всё могло было быть совсем по-другому, если бы Валерия заранее правильно подошла к подготовке ребёнка к школе. 

И уделила бы достаточно внимания не только чтению и письму, но и психологической готовности ребёнка. 

И вы тоже можете подготовить вашего ребёнка к школе заранее так, что учиться ему будет легко и интересно. 


Задайте себе следующие вопросы: 

– Ваш ребёнок хочет идти в школу? 

– Знает ли он, что его ожидает там? 



Часто у ребенка, благодаря невольным стараниям родителей, формируются неправильные суждения о школе: 

«Там много ребят» 

«Там все играют, бегают и прыгают» 

«Мы не будем больше ложиться спать днем» 

«В школе на завтрак будут давать вкусные сырки». 

«Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу». 

«Если я буду хорошо учиться, мне будут покупать Лего» 


Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа – это сплошной праздник, вскоре после начала учебы начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде. 

Чем больше ваш ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет в нее включиться. 


Очень важно в течение лета говорить с ребёнком о школе, проводить с ним занятия и делать разные задания, которые помогут ему легко осваивать школьную программу. 

Кстати, эти задания совсем не связанные с чтением, счётом и письмом, как думают многие родители. 


Екатерина Кес, детский и семейный психолог

27 мар, 06:00
+1 0

Самые глупые родительские выходки глазами учителей


Учителя и родители — извечная история противостояния. Первые не всегда довольны поведением и прилежанием учеников, вторым кажется, что к их чадам недостаточно внимательны или слишком придираются. И поэтому они иногда способны на странные поступки. Мы попробовали представить, как это выглядит со стороны. 

Наставник на заказ 
В личной жизни сотрудников образовательных учреждений происходят разные события. Например, классная дама сообщает на собрании, что через месяц уходит в декретный отпуск. Все начинают перебирать кандидатуры учителей, и остановившись на одной, собирают делегацию к директору с требованием назначить именно этого человека. Удивительно, что они даже не потрудятся поинтересоваться его мнением и разузнать, есть ли у него уже класс. 

«Горячая линия»
 «Наталья Ивановна, здравствуйте! Это мама Пети Семёнова. А что вы им на завтра задали? А то у него не записано». И таких мам Петь, Вась и Маш за вечер может позвонить дюжина, если не больше. И хорошо, если это не полночь и не два часа ночи (случается и такое). Родители полагают, что в таких поздних звонках нет ничего предосудительного: в конце концов, классный руководитель — это «вторая мама» (или папа, кому как повезёт). 

Испорченный телефон 
Некоторые педагоги признаются, что изумляют родители, которые обращаются к ним с просьбой повлиять на определённого предметника: «Ольга Петровна по математике моему Паше «двойки» ставит, а он стихи сочиняет!», «Антонина Степановна постоянно моей Насте замечания делает, скажите ей, чтобы перестала!». Вариантов таких петиций множество, и они уже напоминают детскую игру. Взрослые люди, видимо, всерьёз считают, что учителям между собой договориться проще. А что такая ситуация просто абсурдна, им в голову не приходит. 

Школьные Ванги
 С тех пор, как образование стало частью сферы услуг, участились случаи заявлений в стиле «вы должны...». Простой пример: отец не может отыскать кабинет дочери, да ещё и забыл фамилию классного руководителя. Требуя найти своего ребёнка, он говорит, обращаясь к вахтёру или охраннику: «Вы все здесь обязаны знать, где находится моя девочка!» Наверное, в представлении некоторых пап работающие в школе люди обладают даром ясновидения или просто супергерои. 

«Я к вам пишу...» 
Переписка с учителем в рабочей тетради ученика — редкий, но не единичный случай. К примеру, по русскому языку было задано упражнение, в котором просили перечислить известных клоунов и комиков XX века. Мальчик Витя указал фамилию деятеля, к этой профессии не относящегося, учительница расценила это как ошибку и снизила оценку. Это весьма возмутило Витиного родителя, который зачеркнул отметку и написал, что у педагога нет чувства юмора. Подобное заставит учителя со стажем лишь приподнять брови и улыбнуться, молодёжь ради шутки отвечает, желая, чтобы последнее слово осталось за ней. Но они плохо знают Витиного папу: красных чернил ему хватит на всех. 

Точка, точка, запятая... Забавно, когда родители выполняют домашние задания за своих детей и не пытаются это скрывать. Даже не слишком опытный наставник в состоянии отличить, кто прописывал крючочки или рисовал схему - взрослый или ребёнок. Причём аргументация в этом случае «железная»: ребятам столько задают, не беда, если я помогу. 

Под наблюдением
 Соцсети уже давно привычная часть нашей жизни, поэтому неудивительно, что страничка в какой-то из них (или в нескольких) есть у многих учителей. Родителям любопытно, чем живёт педагог за пределами школьных стен, и они поначалу робко, а потом всё активнее следят за его действиями в виртуальном пространстве и обсуждают их дома, часто при младших членах семьи. Учителя – не инопланетяне. Преподаватель черчения может быть вегетарианцем, увлекаться творчеством Кафки или дайвингом. Это никак не скажется на его предмете. А вот лишняя информация об учителе, услышанная детьми, им совершенно ни к чему.

В. Громова

15 мар, 05:00
0 0

7 ПРИЧИН, ЧТОБЫ СМЕНИТЬ ШКОЛУ


Иногда мы выбираем ребенку школу по принципу «поближе к дому». Иногда идем к конкретной учительнице. Иногда — на определенную программу или потому, что это лучшая школа в районе. Но бывают случаи, когда оказывается, что наш выбор — не из лучших. Как понять, что ребенка пора переводить в другую школу, — рассказывает Ксения Букша. 

1. Учительница-мучительница 

Или по-английски — булли. Так называются свирепые начальники, которые относятся к подчиненным грубо и жестоко, издеваются над ними. Не всегда родитель может при первом-втором знакомстве распознать учительницу-булли. Строгая, но справедливая; жесткая, умеет держать класс; с ней не забалуешь; обычно — много лет педстажа. Где грань? Очень просто: там, где наша Марья Ивановна становится, во-первых, безжалостной, а во-вторых — изощренной. Помните, в Конституции запрещаются жестокие и необычные наказания. Если учительница не разрешает бегать на переменках, может поставить в угол или сделать строгое внушение — это не очень здорово, но это полбеды, если в целом она не прибегает к этим мерам постоянно, и при этом вообще-то любит детей. Пожилым учителям порой трудно перестроиться, но лучшие из них компенсируют свои «привычки» хорошими человеческими качествами. 

В одной из школ — прекрасной, к слову — мы столкнулись со знающей и грамотной, опытной учительницей Л. Если ребенок играл с линейкой, она заставляла его положить линейку на пол. «Мой стол неприкосновенен. На переменке другие дети запинывают линейку под шкаф», — констатировала она самодовольно. «Приходится брать длинную палку и доставать?» — спросила я. «Это если я разрешу!» — ответила Л., явно наслаждаясь своей властью. 

В другой раз ребенок побоялся спросить у учителя, где свободное место для него за столом в столовой, и остался без завтрака. Учитель-булли самоутверждается за счет учеников, наводит чрезмерный трепет и не смягчает суровую дисциплину ничем человеческим. От такого учителя надо уходить. В начальной школе формат отношений с другими — важнее знаний. Получать опыт подчинения мучителю нашему ребенку совершенно ни к чему, не говоря уж о том, что такая учительница способна иногда прямо отравить ребенку несколько лет детства. 

2. Безнадежно нездоровая атмосфера в классе 

Например, класс поделен на «агнцев и козлов» — отличников и двоечников. Или девочки воюют с мальчиками, достают их. Или все вместе травят какого-нибудь ребенка. Кем бы при этом ни был наш собственный отпрыск, месяц за месяцем ходить в такой класс ему вредно. 

Дети не могут сами оздоровить свои отношения; без направляющей руки взрослого начинается то, что описано в фильме «Чучело» или книге «Повелитель мух». Но если до крайностей и не доходит — зло входит в сердца, и страдают все. Нездоровая обстановка в коллективе затрагивает всех его членов, и даже если наш ребенок не принимает прямого участия в этих разборках — он все равно их видит и поневоле занимает какую-то позицию. Пусть это самая этически обоснованная позиция спасателя, помощника, одного правого против всех виноватых — все равно это не лучший урок для ребенка младше двенадцати. Полезных для ребенка моментов в таких условиях вообще нет. Обучение нездоровым стереотипам общения может и не сказаться роковым образом на характере и не привить психологических комплексов, если ребенка любят дома. Но зачем рисковать? 

Конечно, лучший выход из возможных — попытаться изменить ситуацию на месте: поговорить с учителем или руководством школы, принять комплексные меры на взрослом уровне. Но если такие попытки уже сделаны, а понимания мы нигде не встретили — пора уходить, пока ребенок не научился травить или пока его не затравили самого. 

3. На ребенка навесили ярлык «трудного ученика» 

Плохих учеников не бывает. Двоечников не бывает. Злостными хулиганами не рождаются. В основе поведения и обучаемости лежат особенности внимания, концентрации, восприятия, бывают разные характеры, наконец, логопедические и психологические проблемы и так далее. Все это не должно сказываться на отношении к нашему ребенку. Не должно, но сказывается. 

Средний учитель может дать слабину — «у меня, кроме Васи, еще тридцать человек» — и записать ученика в трудные. А дальше цепная реакция: от него ничего хорошего не ждут — он отчаивается и оправдывает характеристику, находит в ней свое призвание. Теперь у него есть свое место! Как же, как же: он тот самый, отпетый, гроза педагогов. Прекрасно. 

Один мой знакомый мальчик в своей первой школе поворачивался спиной к учителю и лицом к классу, прыгал и кричал всякие ругательства. Учительница была настолько шокирована его поведением, что попросила мальчика из школы забрать. 

В другой школе им повезло больше: учительница на этот раз попалась не выгоревшая, такая, которая ко всем детям относится — как к детям, а не как не к проблемам, помехам или неподатливому человеческому материалу. Она посадила ребенка на первую парту и не без юмора пообещала родителям уделять ему индивидуальное внимание. И обещание свое выполнила. Теперь парень сидит смирно, и хотя порой витает в облаках, и ошибок в диктантах делает много, — он стал членом общества, его никто не считает «худшим учеником» и «хулиганом». А главное, и он сам понемногу перестает считать себя таким. 

4. В начальной школе у ребенка нет друзей 

Какое главное дело в начальной школе? Думаете, обучение? Не совсем. Научить детей читать, писать и считать может даже самый занятый и даже не самый педагогически одаренный родитель, — лишь бы сам грамотным был. Изюминка начальной школы — общение с другими ребятами, вот это бессмысленно-прекрасное броуновское движение «я сегодня купил мандарин и поделился с Розой, а потом мы на перемене сделали человечка из скрепок». 

Общение ребят трудно организовать в домашних условиях. Но и в школе общение просто так не складывается: для него нужно время, свобода и некоторая поддержка лидера класса — учителя (учительницы). В одной из петербургских школ ученик разбил голову в туалете, и после этого второклассники проводят все перемены, расхаживая по коридору парами. Безопасность, конечно, важна, но подружиться в таких условиях очень трудно. В другой школе активно поощряется конкуренция между детьми; еженедельно вывешиваются на стенд пять лучших и пять худших учеников — и это тоже совсем не здорово. 

Атмосфера в классе складывается из мелочей, и позиция учителя очень важна. Даются ли ребятам групповые задания, в процессе выполнения которых можно работать вместе, взаимодействовать, спорить и договариваться? Есть ли возможность поиграть вместе на переменах? Что происходит на уроках физкультуры? А в столовой? Каждый момент школьного дня работает либо на соединение ребят, либо на разобщение. Они оказались в одном классе почти случайно, однако практика показывает, что если дать детям стабильность и свободу, можно получить то, что называется «дружным классом» или коллективом. 

5. В средней школе у ребенка нет любимого учителя 

Если цель начальной школы — научиться общаться и сотрудничать, то в среднюю школу ребенок, по идее, должен приходить за знаниями. Тут возникает вопрос о том, что такое знание в наше время, битком набитое однородной информацией. Особенной информацию для ребенка делает эмоция, страсть. Именно поэтому хороший учитель лучше, чем самостоятельное обучение предмету. Такой учитель может заразить, повести за собой, у него горят глаза. 

Наш знакомый педиатр рассказывал об учителе биологии в их провинциальной школе: полкласса в итоге стали ездить в другой город на биологический кружок, человек десять поступили на биофак, еще несколько (в том числе он сам) — в медицинский, и почти все в классе завели себе домашних животных. Вот приблизительно такой учитель, хотя бы один, должен быть и в нашей школе. А лучше — несколько, на выбор. Если же на уроке происходит просто передача информации — такая информация не выдержит конкуренции и просто не дойдет до учеников. А значит, смысл получать эту информацию в школе пропадает. 

6. В девятом-десятом классах подготовка к ЕГЭ заменяет обучение 

ЕГЭ и прочие ГИА — вообще, на взгляд автора, бич современной российской школы. Возможно, когда-нибудь его отменят, но пока нередко случается так, что в последние два года школы учителя вместо диалога с ребятами впадают в состояние тревожности и принимаются натаскивать их на правильные ответы к тестам. Еще бы, ведь от результатов этих тестов зависит «все будущее». Как всегда, доля разумного компромисса с системой в этом есть, но сплошь и рядом школа перегибает палку. 

Текущие потребности ребенка при этом игнорируются. Два года в школе проходят впустую. В хороших школах так не делают. Смысл учения не в том, чтобы «поступить», а в том, чтобы получить образование. Если ребенка еще не окончательно загипнотизировали, он и сам в этом возрасте подумает о том, чтобы сменить школу или уйти в колледж, где не так нагнетают обстановку. 

7. Ребенок учится на четыре и пять, но ничего не знает 

В каком смысле «ничего не знает»? В том смысле, что у него не формируется целостная картина мира — гуманитарная, естественнонаучная и так далее. Ребенок может отлично знать урок на завтра, но не помнить, что изучали в прошлом году, потому что система обучения не задействовала, не активировала эти его знания. В этом феномен нашего собственного невежества: многие не знают самых простых фактов о Земле, космосе, человеке, не говоря уж об истории и культуре. 

Возможно, если мы выяснили, что наш ребенок никак не прогрессирует по сравнению с самим собой двух- или трехлетней давности и при этом ежедневно тратит по 6-8 часов на школу, не считая домашних заданий — нам захочется что-то с этим сделать. Например, сменить школу. Или способ обучения. Или еще как-нибудь перестроить жизнь — свою и своего ребенка. И тут мы приходим к тому, что причины для смены школы могут быть самыми разными — все зависит от нашей ситуации и от того, чего мы от школы ждем. 


6 мар, 05:00
+1 0

Проблемы с педагогом: терпеть, ругаться, менять школу

Если в школе у ребёнка не всё гладко, решить проблемы подчас могут только родители.

Недавно в блоге у одной чудесной девушки прочитала историю, как её мама один единственный раз за все школьные годы пришла на собрание. Учительница тут же загнала маму в угол и громовым голосом стала объяснять, что дочь её – пропащая душа, учится из рук вон - ни старания, ни прилежания, вот-вот покатится по наклонной. Мама выслушала тираду и задала только один вопрос: «Всё вы правильно говорите, но почему вы решили, что я буду заодно с вами, а не со своим ребёнком? Это вы так зря!» И ушла.

В общем, это, наверно, единственно верная позиция – всегда, всегда быть заодно со своим ребёнком. Дома вы с ним обсудите, что, как и почему, но на людях он должен знать, что вы его опора, и тыл, и защита. Так что этой маме можно аплодировать стоя. Но не у всех нас такие крепкие нервы, чтобы раз за разом выдерживать психологические атаки, которые предпринимает школа, чаще всего в лице учителя.

Если вам повезло, и ваша учительница словно сошла со страниц книг: если она мудрая, терпеливая, ищет к каждому свой подход, помогает тем, кто отстаёт, никогда не выбирает себе любимчиков, то берегите её, как зеницу ока и не забывайте благодарить при каждой встрече. Потому что таких учительниц – единицы. Остальные же – просто люди, а взаимодействие с людьми не всегда бывает простым.

Итак, если у вас проблемы с педагогом, есть три выхода. Молчать и стараться всё исправить самостоятельно, вступить в диалог или даже спор, перевести ребёнка в другой класс или в другую школу. Давайте разбираться, в каких случаях и что эффективнее. 
Молчать и решать проблему на своей стороне 

Вы, разумеется, на стороне своего ребёнка и никому в обиду его не дадите, но, положа руку на сердце, понимаете, что чадо ваше - не сахар и не подарок. Учиться он не хочет, усилий никаких не прикладывает, на уроках считает ворон, а домашние задания делает из-под палки. Кроме того, он категорически не согласен со школьными правилами, например, ходит на уроках по классу, разговаривает или даже затевает ссоры и драки с другими учениками. 

Поэтому, когда учитель высказывает вам, что с этим что-то надо делать, вы молча киваете и разводите руками. Потому что чувствуете свою вину – недовоспитали. И очень зря. 

Молчать неэффективно ни при каком раскладе. Потому что:
Таким образом вы встаёте-таки на сторону не конкретного учителя даже, а школы, как системы;
Не решите проблему, даже если проведете с ребёнком сто воспитательных бесед, потому что проблема не в воспитании, а в том, что ребёнок на учёбу не замотивирован. Проще говоря, желание учиться у него отбили. И отбили, скорее всего не вы, хотя и вы тоже приложились теми самыми воспитательными беседами. 
Зато если вы вступите в диалог и предложите педагогу подумать вместе, почему ребёнок испытывает такую стойкую неприязнь к школе и её правилам, чем его можно заинтересовать, расскажете о его увлечениях и особенностях его характера, есть шанс, что педагог найдёт к нему подход, и дело пойдет на лад. Если педагог, конечно, хочет найти подход, а не виноватого в лице ребёнка и его родителей.

С другой стороны, важно помнить, что каждый родитель хочет, чтобы к его ребёнку был индивидуальный подход. И забывает, что в среднем классе двадцать пять человек, а то и больше. А педагог один. И его на двадцать пять маленьких личностей банально может не хватать. Поэтому ваш посыл должен быть максимально благожелательным.

И только в случае, если сам учитель принципиально не хочет вас слышать или проявляет неприкрытую агрессию, можно переходить к следующему этапу. 


Ругаться 

Ругаться с учителем дело неблагодарное. Он, в первую очередь, человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Поэтому неприязнь к вам он вольно или невольно перенесет на ребёнка, а вы не сможете ходить с вашим чадом на уроки и ограждать его от тех самых проявлений человеческого от учителя. С другой стороны, если вы видите, что ребёнок старается изо всех сил, но не получает от учителя никакой поддержки, что походы в школу для малыша стали мукой, а желание учиться окончательно пропало, а педагог только подливает масло в огонь, то кто, как не вы, должны встать на защиту маленького человека.

В этом случае можно вступить и в спор. Но вы должны:
Заранее продумать все аргументы, а лучше записать их, чтобы не растеряться в разговоре. Всё, что вы хотите сказать, запишите по пунктам, так будет легче излагать, не отвлекаясь на эмоции.
Будьте готовы к тому, что вам придётся привлечь к разрешению вашего спора третье лицо – завуча или директора, но не начинайте с этого. Сначала разговор с учителем. Не помогло? Тогда уже поход к директору.
Не накручивайте себя. Ваша задача помочь ребёнку, а не сравнять школу бульдозером с землёй. 

Все учителя разные, там, где один будет только рад получить обратную связь и наладить учебный процесс конкретного ученика, другой встанет на позицию «вас много, а я одна, плохо воспитали и вообще, мамаша, вам здесь не место». 

Ваш ребёнок будет лучшим индикатором, который поможет определить, помог ли разговор с учителем. Ориентироваться в этом случае нужно даже не на оценки, а на настроение ребёнка. Если он с охотой идёт в школу, делится с вами впечатлениями, значит, всё наладилось. Если нет, значит, идём к учителю ещё раз, выясняем, что его не устраивает, а потом отправляемся прямиком к директору. Жёстко, но эффективно. 

Если и разговор с директором ни к чему не привёл, задумайтесь о переводе.
Переводить в другой класс или школу 

Многие боятся такого поворота событий, предполагая, что для ребёнка это будет большим стрессом. Опять же жалко терять место в школе, которую вы так любовно выбирали перед первым классом. Другая школа может быть ниже в рейтинге или дальше от дома.

Прежде чем переводить ребёнка, соберите о новой школе максимум информации, постарайтесь пообщаться с родителями, познакомьтесь с директором и учителем. Иногда перевод – это самый простой выход. Я знаю несколько историй, когда отпетые двоечники становились отличниками и раскрывались при переходе в новую школу, где нет неблагоприятной для них атмосферы. А сын моей подруги – непоседа и шалун – которого ругали учителя в одной школе, в другой стал настоящей звездой. Он умудрился посреди уроков включить пожарную сигнализацию, чем спровоцировал эвакуацию всей школы. Разумеется, родителей и самого сына немедленно вызвали к директору. Впрочем, родителей вызвали только потому, что по закону они должны присутствовать при разборе полетов. 

И сын, и мама очень боялись этого похода, ведь в прошлой школе и за меньшее их нещадно ругали, доказывая, какой плохой и невоспитанный ребёнок им попался. Однако директор новой школы спокойно и очень подробно рассказал мальчику, какие проблемы повлекла за собой его проделка, а в качестве наказания попросил сделать презентацию о пожарной безопасности в школе для учеников его класса. 

Презентация всем так понравилась, что её захотели послушать и другие ученики. Так что, в конце концов, паренёк не только представил её всей начальной школе, но и получил приглашение на завод, где делают пожарные сигнализации – оказалось, что папа одного из учеников там работает. Вот такая история о переводе в другую школу. Надо ли говорить, что теперь он ходит в школу с совсем другим настроением и старается не уронить своей чести и достоинства. Возможно, она поможет вам на что-то решиться.


Н. Макаренко
источник

2 мар, 07:30
+1 0

Как научить ребёнка пересказу

Пересказывать умеют далеко не все, а в школе этот навык необходим, и для того, чтобы хорошо учиться, ребёнок обязательно должен его освоить. Какие методики помогут научить чадо пересказу?

Большинство детей прекрасно рассказывают о том, что нафантазировали сами, а вот с пересказом текстов дела у них идут не так гладко. Чаще всего ребёнок воспринимает просьбу пересказать как задание дословно выучить текст, а родители не уделяют этому моменту достаточно внимания. И зря: умение пересказывать напрямую зависит от способностей анализировать, выделять главное, улавливать основную мысль, конспектировать. Все эти навыки крайне полезны как для обучения, так и для жизни. Как же обучить своего ребёнка пересказу, если он пока этого не умеет? 

Пересказ в обычной жизни

Покажите на своём примере, что значит пересказывать. Вспомните, как прошёл ваш день, расскажите основные моменты, а после попросите чадо поведать о его дне. Посмотрите вместе фильм или мультик, а потом в формате ненавязчивого обсуждения расскажите, о чём он был. После этого можно предложить ребёнку познакомить папу или бабушку с таким интересным сюжетом — они-то не видели фильм. Чаще всего дети начинают очень подробно описывать запомнившиеся им эпизоды, упуская из виду основную сюжетную линию. В этом случае мягко поправляйте рассказчика, задавая наводящие вопросы. 

Пересказ с помощью взрослого

Работу с текстами начните с простых и коротких сюжетов — лучше всего для этого подойдут сказки. Прочитайте текст медленно и с выражением, а потом скажите малышу, что его любимая игрушка отвлекалась и всё прослушала. Пусть расскажет ей сказку с вашей помощью: вы будете начинать предложение, а ребёнок — заканчивать. «Дед посадил… Она выросла, и стал он... А потом пришлось позвать на помощь…» 

Пересказ по картинкам

Когда ребёнок освоит пересказ с вашей помощью, переходите к пересказу по картинкам. Прочитайте сказку или рассказ и предложите малышу рассмотреть красивые иллюстрации, попутно вспоминая, что там произошло. Если в книге нет картинок или они недостаточно информативны, можно нарисовать их самостоятельно. Не забывайте подсказывать ребёнку слова и фразы, если у него не складывается рассказ.

Отличный вариант обучения пересказу в игровой форме — когда взрослый сам изображает героев, которые что-то делают, а малыш озвучивает всё, что происходит. Это не только полезно для развития, но и очень весело! 



Пересказ по плану

Младшего школьника стоит обучать пересказу уже без картинок и подсказок. Главная задача — научить ребёнка анализировать текст. Для этого составьте список вопросов, которые помогут разобрать любой сюжет.

- О ком этот текст?

- С чего началась история?

- Что сделал главный герой?

- Что произошло потом?

- Кто участвовал в сюжете вместе с ним?

- Какова роль других героев, что они делали?

Предложите ребёнку записать ответы на вопросы. Обязательно спросите, понравился ли ему текст, что его больше всего впечатлило, что запомнилось лучше.

Если школьнику сложно сразу составить план всего рассказа, анализируйте каждый абзац или смысловой фрагмент отдельно, пересказывая его в нескольких словах и записывая эти фразы или подчёркивая важные моменты карандашом прямо в книге.

Когда план будет готов, попросите ребёнка пересказать историю, основываясь на своих записях. Помогите ему подобрать слова для смысловых связок: «сначала…, а потом», «из-за этого», «после чего», «а в это время» и прочие. Следите, чтобы ребёнок не зубрил текст, не говорил теми же фразами — чаще всего это означает, что он не уловил смысл, а просто запомнил слова. Предложите сказать по-другому, назвать что-то иначе, подобрать своё слово. 
Пересказ по памяти

Если школьник освоил пересказ по плану, можно переходить к самому сложному заданию — пересказу по памяти. Для начала можно отказаться от записей, но разрешить ребёнку подглядывать в книгу. Затем, когда у него будет хорошо получаться, предложите закрыть книгу и пересказать своими словами. Обязательно подбадривайте ребёнка, можете поправить, если он сбился, но не рассказывайте за него.

И продолжайте оттачивать навык в обычной жизни, пересказывая друг другу происшествия дня, темы уроков, сюжеты фильмов и книг. Ведь ненавязчивое обучение, когда никто никого не заставляет, крайне эффективно!

Автор: Надежда Зарочинцева

2 мар, 06:00
0 0

Как узнать, готов ли ребенок к школе


Картинки по запросу школьник

Как узнать самостоятельно,
без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? 

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни. 


Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?

2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?


Оценка базового опыта

6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?


Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? 

16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 

17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?


Оценка уровня эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?


Оценка умения общаться

23.Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?


Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила…)?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31 Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?


Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?



Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?


Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

37. Понимает ли он, что читают слева направо?

38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.


Уровень слуховых способностей

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?


Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?


После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу. 


21 фев, 05:00
0 0

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?


В этой статье я хочу рассказать о том, как родители, сами того не подозревая, часто вызывают у ребёнка сильную неприязнь к учёбе. 

Прочитайте, пожалуйста, следующие фразы: 

«Вечно ты всё пишешь «тяп-ляп» 
«У тебя постоянно грязь в тетрадях…» 
«Ты никогда не стараешься!» 
«В твои тетради страшно смотреть!» 
«Почему ты всегда делаешь одни и те же ошибки» 
«У тебя так никогда ничего не получится!» 
«Ты всегда всё забываешь» 
«Никогда у тебя ничего не получается с первого раза» 

Что вы почувствовали, читая эти строки? 

Правда, неприятно? 

Не узнали ли вы свой голос в этих фразах?

Почему ребёнок не хочет учиться?

Дело в том, что все эти фразы действуют на ребёнка как негативные внушения. Психологи называют это «сбывающиеся пророчества». 

Особенно обратите внимание в вашей речи на такие слова-обобщения: 
«всегда ты», «ты никогда», «ты всё время», «ты постоянно», «вечно ты». 

Перестаньте использовать такие обороты – эти слова впечатывают в сознание ребёнка ощущение безысходности. Вы как будто констатируете ребёнку, что у него нет никаких шансов что-либо изменить. 

Не программируйте ребёнка на неудачу! 

Со временем он, действительно, начинает так думать: 

«Я ни на что не гожусь» 
«Со мной всё плохо» 
«У меня никогда ничего не получается» 
«Я вечно ошибаюсь» 
«Я всегда всё забываю» 
«У меня постоянно грязь в тетрадях» 
«У меня всё получается тяп-ляп» 

Помните: то, что вы говорите ребёнку о нём самом, становится со временем его мнением о себе. Он, действительно, начинает так думать.

На что заменять эти деструктивные фразы и слова?

«Сейчас тебе нужно постараться» 
«Вот здесь напиши ещё раз эту букву» 
«У тебя уже хорошо здесь получается» 
«Я помогу тебе и у тебя всё получится» 
«На ошибках учатся, ничего страшного, сейчас всё исправим» 
«Ты сможешь это запомнить, я знаю» 
«У тебя выходит всё лучше и лучше» 
«Даже если не получилось с первого раза, не нужно сдаваться» 

Согласитесь, от таких фраз возникает совершенно другое ощущение! 

У ребёнка, когда он слышит такие фразы, появляется вера, надежда 
и он чувствует вашу поддержку.

P.S. Хотите узнать больше о том, как помочь вашему ребёнку хорошо учиться, правильно мотивировать его, постепенно передавать ему ответственность за учёбу и привить ему интерес к занятиям, научить самостоятельно делать домашнюю работу? 


Автор: Екатерина Кес 

13 фев, 05:00
+1 0

30 СПОСОБОВ СПРОСИТЬ РЕБЁНКА "КАК ПРОШЕЛ ТВОЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ" ТАК, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ВАМ ОТВЕТИЛ


Завтра мой сын идёт в первый класс и, конечно, мне хочется быть в курсе того, что происходит с ним в школе. 

Но я точно знаю, что если буду спрашивать его в конце дня «Как прошёл день в школе?» он будет отвечать мне что-то вроде «Хорошо» или «Нормально»… 

Так обычно отвечают нам дети на наши стандартные и формальные вопросы. 

Но этого мне точно будет недостаточно! 

Ведь я, действительно, хочу знать больше о том, что с ним происходит в школе каждый день, что его волнует и беспокоит, что ему нравится и что интересует больше всего. Уверена, вы точно так же хотите быть в курсе того, что происходит с вашим ребёнком в школе, верно? 

Поэтому, перед началом учебного года я села и составила список вопросов, которые помогут помогут вам вовлечь ребёнка в разговор о школе. Отвечая на них, ваш ребёнок должен будет уже ответить целым предложением, потому что это — открытые вопросы. Тут формальным «нормально» не обойдёшься И, конечно, эти вопросы помогут вам начать интересный диалог из которого вы узнаете больше о том, что ваш ребёнок думает и чувствует по поводу школы. 

Итак, предлагаю вашему вниманию 30 альтернативных вариантов спросить у ребёнка «Как прошёл твой день в школе?» 
Надеюсь, вам пригодиться! 

1. Что тебе сегодня в школе запомнилось больше всего? 
2. Что сегодня в школе тебе больше всего не понравилось? 
3. Что тебя больше всего рассмешило сегодня в школе? 
4. Что тебя сегодня удивило в школе? 
5. Если бы ты мог выбирать, с кем бы из ребят ты бы хотел сидеть за партой? 
6. С кем из ребят ты бы ни за что не хотел сидеть? Почему? 
7. Какое у тебя самое любимое место в школе? 
8. Скажите мне самое необычное слово, которое ты сегодня услышал? 
9. Если бы я сегодня вечером позвонила бы твоей учительнице, 
чтобы она рассказала мне о тебе? 
10. Как ты сегодня кому-нибудь помог в школе? 
11. Какое доброе дело ты сегодня сделал в школе? 
12. Как тебе сегодня кто-нибудь помог в школе? 
13. Скажи мне одну новую вещь, о которой ты узнал сегодня в школе? 
14. Чему ты сегодня больше всего радовался в школе? 
15. Когда тебе было скучнее всего сегодня в школе? 
16. Если бы сегодня корабль инопланетян приземлился в твоём классе, 
чтобы забрать кого-то из ребят навсегда, кого бы ты хотел, чтобы они забрали? 
17. С кем тебе сегодня хотелось играть на перемене, с кем ты ещё ни разу не играл? 
18. С кем из ребят тебе бы хотелось больше подружиться? 
19. Расскажи про что-нибудь хорошее, что произошло сегодня с тобой школе. 
20. Какое слово твой учитель повторял сегодня чаще всего? 
21. Как тебе кажется, что тебе нужно делать почаще в школе? 
22. Как тебе кажется, чего тебе нужно делать поменьше в школе? 
23. К кому в твоём классе ты можешь относиться добрее, чем сейчас? 
24. А где ты чаще всего играешь (отдыхаешь) во время перемены? 
25. Кто самый весёлый ребёнок вашем классе? Что он делает такого смешного? 
26. Что сегодня было самым вкусным во время обеда? 
27. Если бы ты завтра стал учителем, чтобы ты сделал первым делом? 
28. Если бы ты мог поменяться местами с кем-нибудь в твоём классе, с кем бы ты поменялся? Почему? 
29. Есть ли в вашем классе кто-нибудь, с кем тебе не хочется разговаривать? 
30. На каком уроке ты сегодня использовал простой карандаш? Что ты им писал?

Ответы, которые вы можете получить от ребёнка на все эти вопросы, могут быть самыми неожиданными. Будьте готовы к любым ответам, здесь нет «правильных» и «неправильных». Самое главное, что ребёнок поделится с вами и у вас будет возможность узнать о нём больше. 

Желаю вам взаимопонимания с вашим ребёнком, терпения и мудрости, а так же, быть с ним «в контакте»! 

P.S. Вопрос № 16 про инопланетян даст вам возможность косвенно узнать о том, кто ребёнку не очень нравится в классе. Напрямую дети не всегда могут говорить об этом, а шуточный вопрос поможет вам начать диалог с ребёнком о том, о чём он раньше вам, возможно, никогда не говорил.

P.P.S. Хотите узнать больше о том, как помочь вашему ребёнку хорошо учиться, правильно мотивировать его, постепенно передавать ему ответственность за учёбу и привить ему интерес к занятиям, научить самостоятельно делать домашнюю работу? 

Екатерина Кес, детский и семейный психолог


31 янв, 07:00
+1 0

Семилетний ребенок. Особенности развития


Малыш

Физическое развитие. В семь лет у детей происходит изменение пропорций тела, они становятся гармоничными и правильными. Соотношение размера туловища и головы приближается к взрослой норме, что говорит о конкретном периоде созревания организма.

Быстрыми темпами развивается опорно-двигательный аппарат, что обусловлено увеличением нагрузок на позвоночник (тяжёлый портфель, длительная сидячая поза). Требуется регулярный контроль за осанкой первоклашек, чтобы избежать серьёзных последствий и заболеваний.

Еще не до конца развиты мышцы рук, поэтому ребята нетвёрдо пишут и часто жалуются на боль и усталость кисти или плеча. Ребёнок хорошо держит равновесие, без труда прыгает на одной ножке, а также в длину и высоту. Однако длительные интенсивные нагрузки ему всё ещё не под силу, потому физическая активность должна быть строго дозированной.

Органы дыхания продолжают развиваться, как и эндокринная система. Сердце становится более выносливым и постепенно приближается к размерам взрослого человека.

Нервная система также не полностью совершенна, что объясняет наличие трудностей с быстротой реакции и повторением движений. Активно растёт головной мозг, усложняются его реакции. Малыш овладевает приличным словарным запасом, его речь приобретает разнообразие и правильное звучание. Семилетки очень общительны и с радостью заводят новых друзей, но дружба преимущественно однополая. Имеют навыки работы в команде, задают множество вопросов и хотят знать всё на свете

Опираясь на таблицы роста, разработанные ВОЗ, в 7 лет дети в среднем вырастают до 121,7 см, что находится в допустимом диапазоне от 115,4 см до 126,9 см.

Для девочек показатель роста немного ниже, чем у мальчиков: нормальный разброс значений – от 115,4 см до 126,2 см, среднее значение – 120,8 см.

Мальчики могут достигать роста в промежутке между 116,5 см и 126,9 см, средний рост – 121,7 см.

Случается, что мальчики вытягиваются медленнее девочек именно в начальной школе, но потом их организм активизируется, и происходит резкий скачок роста. Поэтому не стоит беспокоиться, если ваш сын немного не дотягивает до усреднённой нормы.

Нормой в 7 лет считается вес ребёнка в среднем 22,9 кг (допустимые границы – от 20,1 кг до 26,5 кг). Временно вес девочек и мальчиков семи лет уравнивается, но чуть позже ситуация изменится. Сильные колебания веса не являются нормальными и могут свидетельствовать о наличии нарушений в организме.

Возрастные особенности. Семилетки – полноценные личности, со своим мировоззрением и набором привычек, с которыми нужно считаться. Возрастные особенности детей 7 лет можно описать следующим образом:
осознание этических норм – что хорошо, а что плохо;
снижение импульсивности, преобладает осознанное поведение;
ребёнок усваивает те образцы поведения, которые чаще всего видит (в семье, школе, на улице). На этой основе возникает обобщение, как надо и не надо себя вести;
появляется стремление контролировать свои эмоции и поступки;
начинает формироваться самооценка;
малыш отходит от эгоцентричной позиции, адаптируется к новым социальным ролям, учится учитывать чужое мнение;
способен длительно концентрироваться на одном занятии (30-40 минут), даже если оно не вызывает интереса – развивается сила воли, усидчивость, внимание;
очень часто стремится «вырасти», овладеть новыми навыками и вжиться в роль школьника;
в связи с несформированной самооценкой, сильно зависит от оценки окружающих. Наиболее важным для ребёнка по праву является мнение родителей, затем учителей и близких друзей.

Психологические особенности. В этот период жизни ребёнка многие родители сталкиваются с кризисом 7 лет и теряются, не зная, как правильно себя вести с подрастающим человечком. Знание психологии ребёнка семи лет поможет избежать тяжёлых ситуаций и прожить кризис спокойно и мирно.

Этот этап связан со становлением социального «Я», осознанием своего места в семье и обществе, освоением новой социальной роли – школьника. Старые увлечения и мотивы постепенно теряют своё влияние на ребёнка, и им на смену приходят новые. Игра уже не составляет основного содержание всей его жизни. Эмоции и переживания теперь оказывают влияние на самооценку, неудачи и негативные ситуации надолго остаются в памяти и могут изменять настроение. Школьник учится размышлять, анализировать и проектировать в сознании результаты своих действий, импульсивных поступков становится всё меньше. Может возникнуть замкнутость, отрешённость – так малыш скрывает свои переживания. То есть внешние проявления в поведении ребёнка могут не соответствовать внутренним. Именно этот диссонанс выступает основным проявлением кризиса 7 лет и сопровождается характерным кривлянием, искусственностью, показной манерностью, а у некоторых детей истериками, капризами и конфликтами. Как только поведение малыша начинает очищаться от подобных выходок, можете быть уверены, что кризис миновал.

Кризис 7 лет. Этот кризис не обходит стороной ни одного малыша, хотя может произойти чуть раньше или чуть позже. Связан с психологическим взрослением ребёнка: он учится анализировать ситуацию и предугадывать результат, контролировать своё поведение, рассуждать, осваивает новую роль, обзаводится собственной точкой зрения на многие вопросы. Значительные изменения претерпевает социальная позиция – формируется самооценка, собственное «Я», школьник впитывает и обобщает новые правила поведения, становится восприимчив к критике и мнениям окружающих, может контролировать свои эмоции и скрывать их. Внешне кризисная ситуация может проявляться в излишнем кривлянии, манерности, неестественности, частых капризах и скандалах. Как же родителям вести себя с разбушевавшимся семилетним крохой?
Понимать и принимать ребёнка – он имеет право на негативные эмоции;
Воздержаться от критики и научиться поддерживать;
Давать достаточно времени на отдых и игры;
Транслировать положительное отношение к школе, лишённое паники и раздражения;
Разделять интересы сына или дочери, обсуждать важные для них вопросы, спрашивать совета;
Доверять самим и учить детей доверию;
Способствовать формированию положительной самооценки и уверенности в себе – проявлять любовь и нежность к ребёнку.

Семь лет – подходящее время для воспитания ответственности, честности и добросовестности. В школе ребёнок будет сталкиваться с различными ситуациями, в том числе неприятными, и задача родителей – показать правильные схемы и нормы поведения. Для коррекции всплесков капризов имеет смысл установить чёткие правила и режим дня ребёнка, например: уроки делаем до 18 часов, потом отдых, в 22 часа - отбой, компьютером можно пользоваться только с разрешения взрослых и ограниченное количество времени. Закрепив эти моменты и неукоснительно им следуя, у ребёнка будет меньше поводов начать скандал. Естественно, такая схема будет работать, если она подкреплена родительским авторитетом.

Знания и умения. Что должен знать ребёнок в 7 лет. Сразу оговоримся, что требования к новоиспечённому первокласснику зависят от школы, в которую он поступает. Но есть и базовый список, определяющий, что должен знать ребёнок в 7 лет:
своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету;
полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии;
дни недели, месяцы, времена года;
диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей;
овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы;
сказки, песни, стихи наизусть;
геометрические фигуры;
цифры минимум до 10;
знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
русский алфавит;
прямой и обратный счёт;
цвета и оттенки;
обозначение направлений и сторон;
правила дорожного движения.

Если ваш малыш ещё не всё освоил, позанимайтесь с ним дополнительно.

Регулярные занятия и позитивный настрой помогут вашему чаду подойти к школе, имея хороший багаж знаний.

Что должен уметь ребёнок в 7 лет

Совсем не обязательно обучать кроху всем возможным занятиям и водить на тысячу кружков. Главное, дать ребёнку основные навыки и умения, которыми к семи годам он будет успешно пользоваться самостоятельно:
считать минимум до 10, вести обратный счёт;
читать по слогам;
пересказывать текст в правильной последовательности;
составлять истории из нескольких предложений, в том числе по картинке;
различать гласные и согласные звуки;
определять ударение и количество букв в словах;
концентрировать внимание на 30-40 минут;
находить отличия и сходства в предметах, картинках;
копировать рисунок, движение;
запоминать до 10 предметов или картинок;
складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом;
рисовать так, чтобы было чётко понятно, что изображено;
аккуратно раскрашивать и штриховать;
лепить из пластилина, создавать аппликации, пользоваться ножницами.
Мама

Чем обычно занимается мама семилетнего ребенка:
готовит уроки вместе со своим первоклассником или первоклассницей;
если есть маленький ребенок – мама удивительным образом находит время и на старшего, и на малыша;
содержит дом в порядке;
готовит;
если нет маленького ребенка – мама работает (в офисе или удаленно).

Казалось бы, всего 5 пунктов, но сколько за ними реальной работы, усталости и убитых нервных клеток.

Поэтому мамам семилетних детей надо не откладывать заботу о себе «на потом» и иногда пить успокоительные фито-чаи.
Совместные будни

Семилетки – очень увлекающиеся натуры, способные самостоятельно придумывать развлечения и новые варианты своего досуга. Они черпают вдохновение буквально из воздуха, но и у них случаются периоды спада, когда все занятия наскучили, и хочется чего-то новенького. Вот тогда на помощь придут мама с папой с их проверенными временем идеями весёлых детских игр.

Сразу оговоримся, что рассматривать вариант просмотра телевизора мы не будем. Это чересчур банальный и простой вариант, который всегда срабатывает, но имеет определённые негативные последствия.

Занятия для малышей старше 7 лет должны гармонично сочетать подвижную и спокойную деятельность. Учитывая, что 5-6 дней в неделю ребёнок находится в сидячем положении по 4-5 часов, стоит продумать активные игры. Замечательно, если выплеск энергии будет происходить на улице или спортивной площадке – можно вдоволь набегаться, покричать и вытворять буквально всё, что душе угодно. Нарисуйте карту и отправляйтесь с детьми в поход за сокровищами или преподайте урок по спортивному ориентированию. Зимой и летом используйте уличные занятия по сезону.

Спокойных игр ничуть не меньше. Сюда входят такие виды досуга, как совместное чтение, настольные игры, спокойные прогулки, творческая деятельность, ролевые игры. В большей степени это варианты времяпрепровождения дома. Подумайте, какие игры помогут ребёнку не только расслабиться после насыщенного школьного дня, но и поспособствуют интеллектуальному развитию. В этот период важно тренировать память, внимание, логическое мышление. Безусловно, отталкиваться необходимо от увлечений малыша и его темперамента. Приведём некоторые решения, как развлечь ребёнка в 7 лет дома:

Шашки, шахматы, домино, нарды

Начать лучше с шашек или домино – это довольно простые для понимания игры.

Слова

Запаситесь списком длинных слов – более 10 букв. Это не должны быть имена собственные, названия городов, лекарств и пр. Засеките время (к примеру, 10 минут) и приступайте к образованию новых слов из исходного. В конце сверьте результаты. У кого первым закончился запас, проигрывает. Участвовать могут более двух человек.

Другой вариант этой игры – устный. Называете любые слова (кроме исключений, которые перечислены выше), каждый участник в свою очередь произносит другое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Это бесценный способ расширить и углубить словарный запас ребёнка, натренировать его память и внимание.

Города

Суть такая же, как в игре «Слова» в устной интерпретации, только используем исключительно названия городов. Ребёнку можно попутно рассказывать про разные страны, традиции, мечтать о путешествиях. В общем, не игра, а сплошное удовольствие.

Писатель

Предложите ребёнку написать собственную книгу. Пусть малыш оформит получившееся произведение в красивую обложку и прочтёт вам за вечерним чаем.

Стенгазета

Если близится важное событие или праздник, можно сотворить газету или плакат с его тематикой. Используйте всё – фотографии, вырезки из журналов, аппликации, рисунки – полёт творчества не ограничен.

Настольные игры

Магазины предлагают широкий выбор игр для разных возрастов, в том числе от 1 до 99 лет. Сами понимаете, интересно будет не только ребёнку.

Пазлы

Это отличный способ развить мелкую моторику рук. Внесите соревновательный момент – засеките время и назначьте приз. Постепенно можно увеличивать сложность игры, используя более мелкие детали и большие полотна.

Чтение книг

Декламация произведения по ролям разными голосами сделает обычное вечернее чтение незабываемым и долгожданным моментом дня.

Творчество

Лепка, рисование, раскрашивание, аппликации – выбирайте то, что по душе вашему малышу.

Рукоделие

Девочек можно приобщать к шитью, вязанию, плетению из бисера и вышиванию, а мальчиков – к работе с конструктором, выжиганию по дереву, сборке моделей автомобилей, кораблей и прочей техники.

Помоги маме

Если времени на развлечения выкроить не получается, завлеките детей игрой в маминых помощников: выдайте реквизит (в зависимости от того, что нужно делать), внесите интригу и скоро вся квартира будет блестеть. В качестве «завлекалочки» могут служить спрятанные по квартире сюрпризы (например, конфетки) или записки с указанием, где дальше нужно убраться и какой приз ожидает в конце.

Как видите, домашний досуг может быть разнообразным и увлекательным. Желаем вам весёлых и счастливых игр!
Полезные советы

С пониманием отнеситесь к трудностям этого периода и поддерживать ребёнка, не давая терять уверенность в себе.

Перед поступлением в школу заблаговременно выясните уровень требований к маленьким школьникам и подтянутее ребёнка кроху до этой планки. Если разрыв в знаниях слишком большой, рассмотрите возможность отложить поход в школу еще на один год.

Постройте правильный режим дня, оставляя достаточно времени на отдых, игры и прогулки.

При первых неудачах не критикуйте ребёнка, предложите свою помощь и постарайтесь вселить интерес к новым предметам.

Предоставляйте право выбора в простых жизненных ситуациях (что кушать на завтрак, в чём идти в школу). Обязательно отмечайте любой успех малыша, хвалите даже за незначительные достижения. Будет полезно поручить ему посильную работу по дому – убирать и мыть посуду, выгуливать питомца и т.д. Осознание своей важности и степени доверия окрылит его и придаст уверенности в своих силах.

Иногда семилетние дети перестают слушаться родителей. В таких ситуациях следует применить следующий алгоритм:
подойдите к ребёнку (не стоит кричать из соседней комнаты);
прикоснитесь к нему – возьмите за руку, погладьте по плечу или голове;
начните со слов «Я вижу/понимаю, что ты очень занят сейчас»;
произнесите свою просьбу: «Я бы хотел, чтобы ты».

Если ребёнок регулярно «пропускает мимо ушей» ваши просьбы и поручения, стоит всерьёз задуматься о силе своего авторитета. Это значит, что, скорее всего, вы транслируете неверную модель поведения, в связи с чем малыш перестал вас слушаться, чувствуя слабину. Пересмотрите свои слова и поступки, проанализируйте их влияние на ребёнка и скорректируйте ситуацию.
Список дел
Перед поступлением в школу пройти медицинскую комиссию.
Приобрести школьные принадлежности.
Организовать детский график таким образом, чтобы не было слишком высокой нагрузки из-за школьных и внешкольных занятий.
Укреплять детский иммунитет.
Сделать ребёнку необходимые прививки.
Прививки

В семилетнем возрасте лет делают такие прививки, как:
первая ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ);
вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка (АДС).


31 янв, 05:00
0 0
Темы с 1 по 10 | всего: 52

Последние комментарии

Лариса Чернова (Шестакова)
Замечательно!!!
Лариса Чернова (Шестаков… РИСУЕМ ПРИ ПОМОЩИ ЦИФР
Владислав Ильмер
Полина
Так здорово! :-)
Полина Детки впервые видят своих новорожденных братьев и сестер. Очень мило)
Леонид Андреев
Иван Р
Elena Churkina
Иван Р
голосование http://territoriyadetstva.mirtesen.ru/photos
Иван Р Участник конкурса: Семён
Иван Р
Фото присылайте на почту mirtesenblog@gmail.com с пометкой "Конкурс"
Иван Р Участник конкурса: Семён
Владислав Ильмер
А Том и Джери педоыилию не пропагандирует.
Владислав Ильмер Малыш и Карлсон — Все серии подряд
Иван Р
ну да... а "Том и Джерри" можно...
Иван Р Малыш и Карлсон — Все серии подряд
Читать

Поиск по блогу

Папы и Мамы

115 пользователям нравится сайт territoriyadetstva.ru