Иван Снежный предлагает Вам запомнить сайт «Территория детства»
Вы хотите запомнить сайт «Территория детства»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Ребенок

О ПОЛЬЗЕ ШАТАНИЯ И ДУРАКАВАЛЯНИЯ


Специалисты по детскому развитию настаивают, что ребенок всегда сам выберет наиболее подходящий ему вид деятельности. То есть будет играть в то, чего ему больше всего не хватает, укреплять свои слабые места. Требуется тренировка вестибулярной системы — человек потянется к качелям, нехватка тактильной стимуляции — рассыпет горох по полу кухни и сядет сверху и т.д. 

Психологам тоже известно, что безо всякого принуждения ребенок обыгрывает важные для себя ситуации, например, становится драконом в игре, пытаясь победить страх, как бы надевая на себя непробиваемую драконью шкуру. 

Тут кроется одна важная мысль, которую все время упускают из виду растревоженные современным темпом жизни родители: оставленный в покое ребенок развивается. Ему для этого не особенно нужны кружки, педагогическое давление, обучающие карточки. Более того, даже когда вам кажется, что отпрыск занят сущей ерундой, не спешите записывать его в кружок по тайм-менеджменту. Возможно, он приобретает что-то очень ценное, чего в других условиях получить нельзя. 

Занятия выбранные ребенком, могут не просто казаться бессмысленными, но и раздражать, бесить и грозить семье убытками. И все же неплохо бы разобраться, в чем насущная потребность чада, и как ее удовлетворить с наименьшими потерями.

Скукины дети 

Слоняющийся по квартире ребенок — зрелище, которое выдержит не каждый. “Ма! мне скучно,” — ноет маленький человек, и вы с легкостью сдаете позиции: вручаете ему свой компьютер, абонемент в луна-парк и заставляете папу показывать кукольный спектакль про своего начальника. 
Но психологи, стараясь отойти подальше от вашего дома, все же предлагают отнять у ребенка планшет. Например, известный датский педагог и психолог Еспер Юль советует: «Если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом». 
Именно поняв, что развлечений не будет, ребенок анализирует свой опыт, ищет применение по силам, творчески подходит к досугу, что развивает его неизмеримо больше пятой серии прыгающих поросят. 

Слеза ребенка 

Если ваша Таня громко плачет, особенно в общественном месте, мы вас хорошо понимаем. Так и хочется шикнуть, погрозить кулаком и сказать: “Замолчи сейчас же, а то отдам милиционеру!” Милиционер прибавляет шагу, дитя вопит еще громче, вам хочется провалиться. Но тут на помощь приходит канадский психолог Гордон Ньюфельд, который утверждает, что ни в коем случае нельзя подавлять детские слезы. Выход и признание эмоций — это то, что учит громкого человека справляться с реальностью, запускает сложные механизмы адаптации. Лучшее, что вы можете сделать в таком случае — стать жилеткой и подставить плечо… (Может, в плечо он будет хотя бы реветь потише.) 
Посидим, покалякаем 

Ребенок рисует сплошные каляки-маляки, вылезает за пределы листочков, почему-то заехал на обои, отказывается изображать елочку, и вообще — что это за пачкотня? 

Возможно, ваш малевич проходит сейчас очень важный с психологической точки зрения этап. Без периода каляк -маляк не появятся собственные образы, не начнется художественный поиск. Насаживать шаблоны в виде солнышка лучистого в такой момент просто опасно — можно вообще заблокировать желание экспериментировать с кистью. Об этом хорошо написано в книге педагога и психолога М.Озеровой “О детском рисовании”. Так же стоит напомнить, что игра и творчество, пусть и грозящие очередной покраской обоев, это главные развивающие факторы дошкольного возраста. 

Получите разрушение 

Малыш дубасит ногой пустую пластиковую бутылку. Построил небоскреб из кубиков и рушит его подушкой. Наносит удары диванным подушкам с криком: “Смерть врагам!” 

Не спешите вмешиваться с глупым замечанием: “Подушечке больно”. Оказывается, дети нуждаются не только в том, чтобы сидеть, причесанными, за столом; им требуется также реализовывать агрессивные желания, которые есть у всех, и особенно у тех, кому за столом пять раз сказали “Не вертись!” Про отработку агрессии можно прочитать в книге психолога М. Осориной “Секретный мир детей в пространстве мира взрослых”. Скажем, раньше таким прекрасным местом для сброса напряженности могла стать помойка: прыгать на оставленном диване с торчащими пружинами, крушить обломки старых коробок и стульев, разбивать старый пластик. Сейчас немногие родители готовы выпустить детей развлекаться на помойку, зато появились прекрасные терапевтические детские комнаты, где ребенку разрешается дубасить резиновых ванек-встанек. 

Просит рифмы 

Ваш отпрыск скачет на одной ноге и сыпет стишками сомнительного свойства. Рифмы типа “дятел — долбодятел” как бы говорят вам, что вы недостаточно грамотно подходите к эстетическому развитию детей. А вот Корней Чуковский в гениальной книжке “От двух до пяти” спорит с вами. Оказывается, у детей врожденная тяга к рифмованию. “Папа-шляпа“ не ставит целью обидеть папу, а работает на освоение родного языка. Дальнейшие эксперименты в этой области, звонкие считалки, рифмованные обзывалки и коверканье слов в угоду рифме — это те упражнения, которые в будущем позволят человеку на слух отличить хорей от амфибрахия и более чутко относится к великому и могучему. 

У вас что-то стучит 

Конечно, когда малыш ударяет бубном по батарее, это немного раздражает. Особенно, если ваши соседи люди с нервной душевной организацией. Но не спешите ломать бубен о колено. Предложите малышу другой инструмент для ритмического упражнения. Нет-нет, ватные палочки не подойдут. Трещотки, кастаньеты, ложки, в конце концов, вы могли бы установить и звукоизоляцию и получше. 

Ценность развития чувства ритма — общее место в детской психологии. Ритмические качания, поглаживания, стишки, потешки и колыбельные с младенчества помогают организовать ребенку восприятие мира вокруг. В дальнейшем дети могут сами создавать ритмические рисунки — и это, между прочим, первые шаги к познанию и пониманию музыки. В общем, страшно полезное дело. 

Надеемся, теперь вы перестанете испытывать угрызения совести, если малыш сидит в комнате с разбитым диваном, трещоткой и пролитыми красками… Он там полноценно развивается. 

Инна Прибора


30 мар, 05:30
0 0

ИДЕИ БИЗИБОРДОВ СВОИМИ РУКАМИ

 Бизиборд — развивающая доска (или стенд) для детей,
которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепочек, выключателей и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать малыша в доме. За один вечер можно смастерить такую игрушку-тренажер для ребенка! Эта доска поможет развивать мышление, логику, сообразительность, мелкую моторику, усидчивость.

Чем же можно наполнить бизиборд?

Вот некоторые элементы, к которым стоит присмотреться:
Замки навесные и врезные, кодовые замки, шпингалеты, красивые ручки, старые телефоны с крутящимся диском, выключатели, вентили, счеты, зеркала, карабины, крючки, щиколды, вертушки, колокольчики, маленькие дверочки, велосипедные звонки, светодиоды на батарейках, маятники, старые часы с большими стрелками и тд...
Словом, все то, что звенит, гремит, трещит, щелкает, крутится, светится, что можно пощупать, поковырять, нажать, повернуть, покрутить, что интересно и безопасно для малыша!












29 мар, 05:00
0 0

Как правильно хвалить поделки ребенка?



Идея о том, что каждый поступок или работа, будь то рисунок карандашом или иная подделка должен быть обязательно поощрен – не верна. Ниже мы перечислили ряд правил, с помощью которых вы поймете, как правильно хвалить поделки ребенка, чтобы принести ему не только удовольствие, но и пользу:

— Поощрять малыша необходимо за конкретные достижения. Добавляйте больше конкретики, не стоит давать абстрактную оценку. Если вы хвалите рисунок малыша, старайтесь указать на нем, что именно вам больше всего понравилось, детализируйте его, выделите наиболее удачные предметы, будь то солнышко, цветочек или деревце. Обсудите рисунок с ребенком, спросите, что для него оказалось самым сложным, и подтвердите, что эта деталь у него получилась очень хорошей. Не переходите на личность, хвалите достижение и приложенные к нему усилия.

— При поощрении ребенка старайтесь, чтобы вас ничего не отвлекало, установите зрительный контакт, вовлеките его в дискуссию, одарите улыбкой, поцелуйте или обнимите. Это покажет ребенку, что для вас самих его достижение имеет большое значение, и родители рады ему также, как и сам малыш.

— Сравнение с другими детьми, как в качестве указания на недочеты, так и в качестве похвалы не допустимо. Конечно, ребенку будет приятно, но таким образом вы будете прививать ему сознание превосходства над другими детьми.

— Не стоит хвалить дитя за каждый правильный или хороший поступок. Нужно четко различать, что является действительно сложной задачей для него, а что повседневными и легко выполнимыми действиями. Так, например, абстрактный рисунок для четырехлетнего ребенка – слишком легкая задача, в то время как рисование чего-то конкретного – это приложение определенных усилий и подключение фантазии и логического мышления.

— Хвалите не только полученный результат, но и попытку, пусть и не всегда удачную. Даже если ваш ребенок не занял первого места в конкурсе подделок, сообщите ему, что очень гордитесь его стараниями, что его соперники просто оказались более сильными и опытными. Не дайте ему опустить руки и сдаться. Обратите внимание ребенка на то, что если быть настойчивым и стараться с тем же упорством, в следующий раз результат будет выше.

— Не обещайте ребенку заоблачных достижений, не стоит уверять его в том, что в будущем он сможет стать выдающимся художником или скульптором. Постоянное внушение данного факта, и неисполнение его в будущем может нанести чаду психологическую травму. Поощряйте его за конкретное достижение и радуйтесь вместе с ним, не углубляясь в будущее.

— Не берите свою похвалу обратно. Если вы решили похвалить ребенка, не стоит по истечению какого-то времени уверять его в том, что его тогдашний результат был не таким уж и важным.

— Похвала всегда должна нести позитивный настрой. Никакого сарказма в нем быть не должно. Будьте максимально искренни и доброжелательны.

— Хвалите ребенка как минимум 3 раза в день, если не знаете за что, найдите. Стеснительных детишек необходимо хвалить еще чаще, делясь его успехами с другими близкими родственниками. Таким образом, вы поможете им вырасти более уверенными в себе.

Надеемся, пользуясь нашими советами о том, как правильно хвалить поделки ребенка, вы сможете укрепить взаимопонимание с ребенком и подарить истинную радость от побед себе и малышу. Активно участвуйте в жизни ребенка, не забывайте — дети нуждаются в нашем внимании, как никто другой.





28 мар, 07:30
0 0

20 ЛУЧШИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТСКОЙ СПИНКИ


Самолет 
Встаньте в исходное положение: ноги вместе, руки в стороны на высоту плеч. Руки — крылья самолета. Теперь летайте в разные стороны, делая наклоны то вправо, то влево. «Крылья» надо наклонять в сторону поворота. Во время выполнения упражнения дети могут гудеть. 

Боксер 
Представьте себе, что вы на кого-то очень рассердились и захотели с ним побоксировать. «Бейте» кулаком изо всех сил, и не обязательно в одну точку, а куда только можете попасть. 

Любопытный червячок 
Ребенок лежит на животе, руки соединены за спиной, живот и ноги плотно прижаты к полу. Выгнув грудь, ребенок с любопытством смотрит вперед и по сторонам; он настолько любопытен, что пытается посмотреть назад. Следите за тем, чтобы у двигалась одна голова, даже тогда, когда смотрите назад. При этом руки нужно прижимать книзу. 

Щенок 
Ходите на четвереньках, как это делают щенки. При каждом шаге подтягивайте вперед колено, стараясь коснуться им носа. 

Любопытный котенок 
Вытяните руки вперед, станьте на колени, а затем сядьте на пятки. Наклонитесь, опершись об пол руками, как можно ниже почти касаясь его носом. В таком положении начните передвигаться, перебирая руками сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. При этом вы должны озираться по сторонам, как крадущийся котенок. Наконец, котенок, не найдя ничего интересного, опять садится на задние лапки. 

Ветряная мельница 
Встаньте, слегка расставив ноги. Одну руку положите на пояс, другую поднимите вверх и описывайте ею круги, постепенно убыстряя движения. Рука — крыло ветряной мельницы, вертится, касаясь уха и ноги, вперед и назад, в зависимости от того, куда подует ветер. Кроме того, попробуйте описывать круги двумя руками одновременно, хотя это и очень трудно. 

Дровокол 
Встаньте, слегка расставив ноги. Представьте себе, что в руках у вас топор. Сделайте большой взмах и ударьте изо всех сил топором по чурбану. Разрубите по крайней мере десять таких чурбанов. 

Сбор фруктов 
Вы находитесь в большом фруктовом саду, в котором, как в сказочной стране можно сорвать любой плод, какой только душе угодно, и с большим удовольствием его съесть. Отяжелевшие от плодов ветки опустились низко, и вот уже в ваших руках яблоки, груши, персики. Складывайте в корзину, пока она не наполнится. 

Косарь 
Вы когда-нибудь видели, как косят траву? Косарь слегка наклоняется вперед и делает взмах косой то в одну сторону, то в другую. Давайте делать, как он. Машем косой слева направо, каждый раз делаем небольшой шаг вперед. Несмотря на покачивание, двигайтесь точно по прямой. 

Водовозы 
Раньше, когда на всю деревню был один колодец, девушки должны были носить воду в ведрах. Ведра висели с двух сторон на коромыслах, а коромысла носили плечах. Представьте себе, что вы несете такую тяжесть. Ходите с палкой на плечах, распрямив плечи и выпрямив спину. Будьте очень внимательны, не разлейте воду! 

Дискобол 
Станьте, слегка расставив ноги, и поднимите левую руку вперед, а правую назад. Затем рукой, отведенной назад, сделайте сильный взмах, словно метаете диск. Взмах надо сделать так сильно, чтобы описать поворот вокруг собственной оси, но не упасть и не сойти с места. А лучше всего — начертите круг и не выходите из него. 

Упражнение с палочкой 
Лягте на живот, отведите руки назад, возьмите в них палочку или гантель. Держите ее в руках крепко и приподнимите грудь от пола. Снова опуститесь. Повторите это несколько раз подряд, при этом голову надо приподнять и смотреть вперед. 

Индеец в дозоре 
Лягте на живот, одну руку прижмите к телу, а ладонь другой приставьте козырьком к глазам. Приподнимите грудь и посмотрите налево и направо, как индеец в дозоре. Затем поменяйте руки местами и повторите упражнение. 

Летящая птица 
Лягте на живот и разведите руки в стороны, словно крылья. Прижмите бедра и ноги к полу. Затем начните поднимать и опускать голову и грудную клетку, а руками двигать, как летящая птица крыльями. Смотрите вперед и плечи высоко не поднимайте. 

Поднимите вдвоем 
Два ребенка ложатся на пол, головой друг к другу. В согнутых руках они держат палочку или гантель. Общими усилиями они поднимают предмет на вытянутых руках, затем осторожно опускают его и опускаются сами. 

С чашей воды в руках 
Сидя на пятках, поднимите руки вверх и представьте себе, что вы держите наполненную водой чашу. Затем начните медленно подниматься, пока не станете на колени. Все время смотрите вверх и следите за тем, чтобы не расплескать воду. 

Гребля 
Сядьте на коврик, сложите ноги по-турецки. Руки — это весла. Обопритесь ими об пол с двух сторон и начинайте грести Гребите вперед и назад. Устройте состязание по гребле. Внимательно следите за осанкой! 

Рыба 
Лягте на пол, руки вытяните вперед, ноги сожмите вместе и выпрямите. Поднимите руки и грудь вверх, а затем вернитесь в прежнее положение. После этого взмахните как можно выше ногами и начинайте перекатываться от головы к ногам и обратно, словно выпрыгнувшая из воды рыба. 

С подушкой на спине 
Наклонитесь вперед, положите на спину маленькую подушку, разведите руки в стороны и, подняв голову, начните ходить по комнате. Это упражнение можно проводить и в виде состязания. Побеждает тот, кто не дает подушке упасть со спины. 

На лодке 
Два ребенка садятся на пол лицом друг к другу и вытягивают ноги. Ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого. Затем дети наклоняются и крепко берутся за руки. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, который, оказывая товарищу небольшое сопротивление, постепенно наклоняется вперед. Вслед за этим он начинает тянуть первого, который, в свою очередь, оказывает ему сопротивление. Они похожи на двух гребущих с большим усилием спортсменов. 


28 мар, 05:00
0 0

МИНИ-ОГОРОД


Согласитесь, если у вашей дочки на даче или у бабушки в деревне появится такой вот собственный уголок, то она точно будет туда торопиться!
Готовьтесь уже сейчас, собирайте маленькие вещицы, создавайте отдельные элементы и вы заметите азарт малышки!












источник

25 мар, 07:30
0 0

ЕСЛИ МАМА НА НУЛЕ



Синдром эмоционального выгорания был диагностирован и описан в Америке в прошлом веке. Там организовывалась социальная служба, куда очень тщательно отбирали людей. Будущие социальные работники проходили отбор, тестирование, их специально готовили, обучали, они все были высокомотивированы на такую работу. Однако где-то на второй годы работы этой службы начались жалобы от тех, кому помогали, на грубость, хамство, равнодушие… Хотя сотрудники были все те же самые, которые работали вначале. Вот тогда и стали исследовать это явление, которое потом получило название «Синдром эмоционального выгорания» 

Традиционно этот термин употребляется в отношении людей помогающих профессий, т.н. «хелперов» - социальных работников, врачей, медсестер, педагогов. То есть тех, кто находится в зависимых отношениях с более слабым, более уязвимым человеком. С тем, кто слабее его, кому сейчас плохо. Не обязательно слабее в физическом смысле слова. Это может быть семья в кризисе, родственники тяжелобольного, или особый ребенок и его семья… Это так или иначе люди, которым не очень хорошо и которые обращаются за помощью. 

Хелпер - это человек, который много имеет отношения с какой-то беспомощностью, с тем, что люди не справляются, с тем что им плохо тревожно грустно ит.д. И он все время несет роль того, кто знает, кто должен сохраняться спокойствие, не терять бодрость духа, оптимизм. Создается длительный стресс общения, который начинает подтачивать нервную систему, психику. 

Если в отношении профессиональных хелперов этот синдром как-то понятен, с ним работают, профилактируют его. У тех же хелперов есть супервизоры, группы поддержки, они могут менять режим работы. То в отношении родителей это явление как-то не принято обсуждать. У нас социально не одобряется родительская беспомощность. И если мама, допустим, находится уже в первой или второй стадии ЭВ, то она скорее слышит «Да ладно, соберись, тряпка!»(да, синдром ЭВ может быть не обязательно только у матери, ему подвержены и отцы, и бабушки, и дедушки). Хотя на самом деле, если вовремя родителя не вытащить из этого состояния, то будет страдать вся семья. 

В развитии синдрома ЭВ выделяют стадии, которые подчиняются определенной логике. 

Первая стадия - стеническая, стадия выдерживания, когда человек уже устал, ему еще тяжеловато, но он справляется. Это может длиться достаточно долго, на этой стадии человек хочет побольше отдохнуть - взять выходной, поехать в отпуск. Если это у него есть, то это помогает, он потом снова полон сил и снова возвращается к работе уже в нормальном состоянии. То есть на стеничной стадии в общем и целом отдых работает, отдых помогает. Это еще благополучное состояние. 

Но никто не застрахован от дополнительных стрессов. На такую перегрузку может наложиться еще что-нибудь. Например, человек может гриппом заболеть. Потом организм ослаблен, требует восстановления. И вот на этом фоне возвращение прошлой нагрузки уже чересчур. Легко возникает стрессовая ситуация. Стадия выдерживания, сменяется на стадию не-выдерживания, «больше не могу». 

Третья стадия - самая тяжелая, это когда уже начинается личностная деформация. 

Надо понимать, что ЭВ не случается враз. Это не грипп, когда утром подхватил вирус, вечером подкочила температура. Этосостояние накапливается постепенно. И надо понимать, что выйти из него быстро не получится. 

Кто больше всего подвержен синдрому эв: 

Родители, у которых дети с разницей в возрасте меньше 5 лет. Это почти всегда стадия напряжения, потому что два ребенка постоянно чего-то хотят от мамы, постоянно требуют ее внимания, включения, присутствия. 

Родители часто болеющего ребенка. Это могут быть вполне стандартные простуды, но если семья живет в режиме «неделя в садике, две - на больничном», то это тоже истощает. 

Естественно, это родители тяжело болеющих детей, особых детей. Но таким семьям нужна и отдельная поддержка, и внимание. 

Мамы, которые живут в мультизадачном режиме. Но мультизадачный режим - это то, что истощает психику. Хотя женщина больше способна одновременно решать несколько задач, но у всего есть свои пределы. Каждая конкретная задача может не быть сложной, но когда их слишком много, то это истощает. Что делать? Снижать многозадачность. Если надо дома поработать, то поручить ребенка кому-то. Если закончили работу - то выключить телефон, почту, не думать о работе. Несмотря на запас прочности, который есть от природы, не надо испытывать себя! Всегда оставляйте задел. Ведь будут случаться авралы, цейтноты, чтобы были силы со всем этим справляться. 

Неполные семьи, когда вся нагрузка по воспитанию детей ложится на одного взрослого. 

Семьи, которые вынуждены жить в тяжелых бытовых условиях (теснота, необходимость постоянно зимой топить дом, носить воду и т.д.), трудности с деньгами и т.д. 

Конфликтная семья, когда семья не тыл, а второй фронт и взрослые вынуждены постоянно прикладывать усилия, чтобы конфликты сглаживать или преодолевать. 

Взрослые, которые сами пережили травмы развития. Если сам родитель не имел психологически благополучного детства. Если есть свои детские травмы привязанности. Любая из травм привязанности может стать фактором риска и развития ЭВ. Если ребенок был мелкий и к нему плачущему не подходили, то во взрослом возрасте такой человек может дать неадекватную реакцию на плач. Плач ребенка для него непереносимый звук, на это он будет раздражаться снова и снова. Если ребенку во время кризиса 3 лет отвечали агрессией, то во взрослом возрасте он будет потом агрессировать на своего ребенка. Эта паттерн устойчивого поведения. Следствие - вина, неуверенность в себе как в хорошем родителе. Наличие «третьего лишнего». Мы гораздо более терпимы к детям, когда мы с ними сами дома. Мы нервничаем когда они плохо себя ведут на людях. 

Перфекционизм. Высокая планка, большие требования к образу идеального родителя. Комплекс отличницы. Ребенок всегда должен быть умыт, красив, сыт, здорово, умен, воспитан. Если это не так, то мама начинает испытывать беспокойство. 

Когда стрессов слишком много, они как снежный ком. И каждый из них ничего из себя может не представлять… Каждый сам по себе - обычные житейские события. Но когда их много и долго, и поддержки недостаточно, то они превращаются в какой-то вал проблем. Поэтому со стороны окружающим и кажется, что все так живут, чего она вдруг ноет? Но на самом деле это стеничная стадия - когда ребенок не радует, нет легкости, удовольствия от общения с ребенком, нет идей как отвлечь капризничающего ребенка. Раздражает любое отклонение от плана. Вот вы куда-то собираетесь, ребенок уже одет, в этот момент что-то произошло. Например, ребенок вылил на себя компот - мелочь вроде бы, а мать на него орет или даже может отшлепать. 

На стенической стадии организм переходит в режим энергосбережения. Тут подойдет такая метафора. Если вы полны сил, энергии, у вас хорошее настроение, планы, вы идете танцующей походкой по улице. Если перед вами какое-то препятствие - камушек, ямка, вы легко его перепрыгнете, обойдете и даже не обратите серьезного внимания. Человек в стеническом состоянии - это уставший человек, он идет с грузом, сумками, у него натерты ноги. Любое препятствие в таком состоянии выводит из себя. Необходимость сделать усилие, чтобы его перепрыгнуть или обойти - очень выматывает. 

Когда человек замечает свою раздражительность, включается вина. Начинается самобичевание: «Яплохаямать», «Я не справляюсь», появляется раздражение, агрессия и на себя, и на окружающих, раздражение, агрессие… Вина еще больше добавляет истощения. Инцидент (когда вы наорали на ребенка, например) прошел, а переживания идут, самооценка падает. И это отражается на ребенке и на отношениях с ним и с домочадцами. Ребенок чувствовать неуверенность родителей, начинает тревожиться, начинает хуже себя вести, капризничать, агрессировать. Образуется порочный круг. Уставший родитель срывается на ребенке, ребенок в ответ выдает поведенчески неодобряемые вещи, родитель еще больше срывается… Снежный ком. 

Если на этой стадии когда стеничность уже на пределе, если не добавить ресурса, то есть риск перейти на астеничную стадию. Астеничная стадия - нервное истощение, неврастения, «больше не могу», «сил больше нет». В этом состоянии любая задача - новая, или требующая включения и дополнительной задачи вызывает чувство отчаяния. 

Если на стеничной стадии обычно все начинается с раздражения, то на астеничной это слезы, апатия, состояние когда руки просто опускаются. Появляются мысли «А пропади все пропадом!» Сильно ухудшается здоровье, падает иммунитет, можно легко заболеть. Ухудшается физическое состояние, все трудно, ничего не радует, ребенок не радует, умиления нет, удовольствия нет от общения с ребенком. Одно из самых неприятных последствий - проблема со сном. На астеничной стадии человек падает как мертвый, не помнит как отключился или может долго не засыпать, к вечеру его нервная система вздрючена, он все гоняет в голове события дня, какие-то разговоры. Все время хочется спать, а когда время спать, то заснуть не удается. Тяжелый сон. У работающих людей это называют «синдром менеджера» - все время гоняешь в голове эти мысли. Особенно это часто наблюдается у многодетных родителей. Или когда один из детей болеет, нужно лечить, водить по врачам, реабилитировать. 

Один из таких признаков астении - это парадоксальная кривая усталости. В обычном состоянии человек утром встает выспавшийся, отдохнувший, весь день что-то делает, к вечеру ему хочется спать, он ложится и засыпает. При нервном истощении утром человеку кажется, что он не спал, он переутомленный, ему тяжело, с большим трудом встает, с трудом переходит к какой-то деятельности. А к вечеру наступает перевозбуждение и вроде как настал вечер, можно лечь спать, а спать невозможно. И, с одной стороны, мучительно хочется спать, а вечером, когда ребенок уснул, мама садится за компьютер, выходит в интернет, опять перевозбуждается, и не может уснуть. Это состояние само по себе все больше ухудшает ситуацию. 

Если астения далеко зашла, то женщина не справляется со своими чувствами, ее не хватает на ребенка, на хозяйство, если ее не трогать, то она будет сидеть и смотреть в одну точку или долго плакать, если вдруг есть необходимость что-то делать… 

Еще один из признаков ЭВ - это ангедония. Человек ничего не хочет, ничего его не радует. Все, что раньше приносило удовольствие - теперь либо раздражает, либо не вызывает былых эмоций. 

Совсем крайняя стадия ЭВ - это стадия деформации личности. То, что как раз бывает у врачей, педагогов. Это состояние, когда психика больше не может, астения мучительна по переживаниям и со временем психика включает защиту «Это не ты плохая, это они все уроды». Родители начинают думать, что это ребенок паразит, ненависть к ребенку начинается, общение с ним уже контролирующее, унижающее, агрессивное. На самом деле когда эти рассказы и жалобы на детей слушаешь от взрослых, то понимаешь что речь идет о людях настолько эмоционально выгоревших, что у них началась деформация личности и дети для них уже помеха. 

Гораздо лучше останавливаться на стеничной стадии и стараться получить ресурс. Если началась астеничная стадия - надо принимать меры. Если вы видите признаки ЭВ у близкого человека, то иногда гораздо более рентабельно дать ресурс ему: накормить, спать уложить, чай в постель принести, погладить, дать ему возможность почувствовать себя окруженным заботой. Если вы у себя видите признаки ЭВ, то следует сбрасывать балласт. Все лишние, избыточные задачи, ненужные дела, обязанности по дому. Занимаемся собой в первую очередь. Как тут не вспомнить правила авиакомпаний? «Сначала кислородную маску себе, потом - ребенку». Потому что выгоревшая, истощенная мать уже не сможет быть справляться с родительскими обязанностями. 

7-8 часовой сон полноценный, чтобы восстановиться. Надо придумать любые способы, чтобы этот сон обеспечить. Человек должен высыпаться хотя бы 2-3 раза в неделю. Нормально и регулярно есть, гулять. Если есть признаки ЭВ, дойти до невропатолога и пить поддерживающее нервную систему. Здесь хороши витамины группы В, магний. Надо поддержать нервную систему в том числе и таким способом. Если знаете о своих детских травмах, то надо быть готовым обратиться за помощью к психологу. Вот лучше прямо запланировать себе эту поддержку. 

Просите родственников о любой помощи - финансовой, чтобы погуляли с детьми, взяли их на выходные. Важно позаботиться о себе! Потому что ваша забота о себе - это вклад в вашего ребенка. Часто человек не просит помощи и все думают, что у него и так все нормально. Вроде есть много родственников, но их надо конкретно просить, чтобы помогли. Надо не стесняться просить погулять, помочь по хозяйству, просить деньги взаймы и т.д. Не стесняться обращаться за помощью. Ничего важнее восстановления родительского ресурса в деле воспитания ребенка нет. Никакие материальные блага - игрушки, одежда, вкусная еда не компенсируют ребенку счастливую и любящую маму . 

Использовать для улучшения состояния любой ресурс, который помогает. Все, что улучшает физическое и/или эмоциональное состояние. Прогулки, хобби, баня, массаж. Не подходят тут любые химические стимуляторы. Чай, кофе, алкоголь. Если вы вообще не може е без кофе или чая - надо что-то менять в своем расписании, а не вздрючивать ЦНС. Осторожно с алкоголем! Если один раз в компании вы выпили вина - это одно. Алкоголь - это депрессант, он ЦНС не питает, а дает еще большую нагрузку. Как регулярное средство - не подходит, а риски высокие. 

Главная проблема семьи, где один родитель - это вот эта вот огромная нагрузка на единственного взрослого. Когда у него, грубо говоря, спина не прикрыта. Где выход? А выход там, где и вход. Выход - максимально обращаться за помощью и создавать социальную сеть вокруг своей семьи, иметь контакты со своими родственниками , иметь друзей, группы поддержки. Тут важно создавать себе какой-то покой за счет того что вокруг вас будет какое-то количество людей-помощников. Случись чего - важно, чтобы были такие люди, которые помогут. 

Часто матери чувствуют вину, что деньги или время потратили на себя, а не на ребенка. Чем больше чувство вины у мамы, тем больше дискомфортно чувствует себя ребенок. От чувства вины страдают те кто выросли у деформированных родителей. Те, кому родители вбили убеждение, что он, дескать, «сволочь неблагодарная»… Относится к вине надо как к инструменту. Это такой градусник. Он говорит о том, что в родительском поведении что-то не то. Когда вы видите высокую температуру у себя, то это признак что надо что-то делать - пить лекарства, лечь в постель. 

Потратить деньги на себя и мучиться от чувства вины - это же тоже связано с чувством собственной не-ценности. Здесь важно понимать, что для ребенка нет ничего важнее, чем счастливый родитель. Никакие игрушки и развивалки не заменят ребенку счастливого родителя. Все, что дает родителю чувство радости, уверенности - все это делается для ребенка. Если вы потратили время и деньги на себя - значит, вы потратили это в конечном итоге и на ребенка. Это гораздо более важная инвестиция. 





23 мар, 05:30
+1 0

КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЁНКА?


Недавно мне этот вопрос задали родители в детском саду. 

И сами же на него ответили: надо чаще хвалить. Этот ответ самый распространенный и вроде бы очевидный. Но мы при этом забываем, что похвала – это тоже оценка. Положительная, но оценка. И завтра она может быть отрицательная. Сами того не подозревая, мы учим ребенка ориентироваться на оценки окружающих. Позитивная оценка – значит я «хороший». Негативная – «плохой». 

В свою очередь уверенность в себе формируется, в основном, не в результате оценивания, а в результате опоры на собственные силы и возможности. Поэтому важнее не хвалить ребенка, а «возвращать», отзеркаливать ему «что он делает». Т.е. помогать ему находить себя, свою индивидуальность в том, что он делает. 

Мы очень часто сравниваем детей с кем-либо: с братьями и сестрами, с одноклассниками, с детьми знакомых и родственников. Причем чаще всего в негативном ключе: типа, «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» . Тем самым ребенок приучается все время себя с кем то сравнивать. Но помогаем ли мы ему увидеть, чем он отличается от Пети или Маши, в чем его уникальность? 

Трудный вопрос. 

И следующий вопрос, который возникает – КАК? 

Как это сделать? Как показать уникальность? Как научить видеть уникальность в себе и окружающих. 

Мне видится, что здесь все дело в тонких различиях, в деталях. 
Я часто прошу на консультациях или родительских собраниях рассказать родителей о своих детях. И слышу: «он(она) добрый, умный, послушный…» Разве по этим характеристикам можно одного ребенка отличить от другого? А потом мы идем в детали: как проявляется его доброта? Что он(она) делает, что вы понимаете что ребенок добрый. И выясняется, что одна девочка добрая потому, что не делает никому зла, другая помогает родителям накрывать на стол, мальчик делится с друзьями своими игрушками, а другой трепетно ухаживает за своим хомячком. Все дети оказываются разными и поступки у них разные. А родители называют все это одинаково: быть добрым. 

Значит, начинать надо не с детей, а с себя. 

Можем ли мы сами увидеть уникальность своего ребенка? А рассказать ему о ней, так, чтобы он в этом зеркале узнал себя? 

Может быть вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты у меня такой молодец – ты добрый» можно попробовать говорить: «ты ухаживаешь за рыбками, значит ты умеешь заботиться о других», или «ты помогла мне убрать со стола, спасибо, — я понимаю, что это делаешь из любви ко мне. Я тоже тебя люблю, поэтому завтра испеку твои любимые блинчики». Или «мы любим папу, поэтому давай, к его приходу с работы, мы умоемся, причешемся и красиво оденемся и встретим его радостью и вкусным ужином». Т.е. давайте попробуем ребенку объяснять, что он и вы делаете, когда выражаете то или иное чувство и состояние. 

Как говорится, «Бог в деталях». Давайте попробуем помочь ребенку найти в себе Бога. Творца. Творца своей жизни. А где вы видели Творца с низкой самооценкой?

Автор: Надежда Власова

23 мар, 05:00
+1 0

РИСУЕМ С МАЛЫШАМИ Удивительные превращения геометрических фигур в животных


21 мар, 05:30
0 0

Как научить малыша следить за своими вещами


В том, что ребёнок где-то что-то забыл, ничего экстраординарного нет. Такое случается даже со взрослыми. Но когда потеря вещей происходит с завидным постоянством, на это стоит обратить внимание. 

Зрим в корень В первую очередь, нужно определить причину невнимательного отношения к вещам. У каждого она своя. Один ребёнок может всё терять из-за чрезмерной суетливости и гиперактивности, а другому следить за личными вещами мешает медлительность. Для всех малышей 3-5-летнего возраста характерно быстрое переключение внимания и отсутствие логического мышления: вот ребёнка увлекло что-то на детской площадке, и он думать забыл о том, что оставил своё ведёрко на лавочке. А потом его и вовсе мама домой позвала, так что о ведёрке он вспомнил только к вечеру. «Растеряшей» ребёнок может стать и из-за сильных эмоций. Например, на начальном этапе обучения большинство школьников испытывают стресс, мешающий им сосредоточиться. 

Разбор полётов 
Не стоит выплёскивать на «растеряшу» свои обиженные чувства, лучше предложить конкретную взрослую помощь. Нотации по поводу бережного отношения к вещам, тем более ругань, не приводят к положительным результатам. Спокойно обсудите причины сложившейся ситуации и тактику дальнейших действий. Ребёнок, конечно, понимает, что вещи стоят денег, но нужно донести и мысль о том, что во всё, что у него есть, вложены время и труд родных людей. У детей свои ценности: «дорого» для них не значит «важно». Лучше заведите правило: при пропаже любого предмета его замена всегда будет дешевле. Объясните, что расходы на повторное приобретение «крутых кроссовок» или модных школьных принадлежностей не запланированы. Некоторые родители дисциплинируют своих детей с помощью денег на карманные расходы, ставя условие, что потерянные вещи школьник будет обязан приобрести на свои собственные сбережения. 

 Ничего лишнего 
Не покупайте лишних вещей, иначе они перестанут цениться. Следовательно, следить за тем, где и в каком состоянии они находятся, ребёнок не будет. Расскажите и покажите, как ухаживать за своим детским имуществом, как нужно наводить порядок в игрушках или своей комнате. Сделать это следует уже в трёхлетнем возрасте – сначала в игровой форме, а затем постепенно переводя уборку собственных вещей в круг обязанностей, воспитывая таким образом в ребёнке аккуратность и ответственность. При необходимости напоминайте и помогайте малышу в его домашних делах. Даже к самой маленькой крохе и даже при самой большой истерике потерянные вещи не должны возвращаться чудесным образом, без усилий со стороны самого владельца. Не спешите заменить потерянный предмет новым. Ребёнок должен ощутить дискомфорт от своей рассеянности, чтобы впредь быть более внимательным. 

Долой суету! 
Самоорганизация или, проще говоря, собранность – качество очень важное. Планируйте сами и научите этому своего ребёнка. Наладьте распорядок дня: утром должно быть время на сборы без спешки, после занятий в школе обязательны отдых, выполнение домашнего задания, хобби, спорт или послеобеденный сон. И обязательно будьте для своего ребёнка примером! Делаем метки Чтобы в случае потери ребёнок смог отыскать свою вещь, поставьте на ней особую метки и ознакомьте с ней ребёнка. Это может быть личный логотип, вензель из инициалов, изображение мультяшного героя или просто фамилия, написанная шариковой ручкой. Проделайте это со всеми вещами малыша. В школьный рюкзак, мешок для сменной обуви и спортивной формы, футляр с музыкальным инструментом следует поместить и бирку/нашивку с номерами телефонов родителей. 

Всему своё место
 Чем реже вещь вынимается «не к месту», тем больше шансов, что она останется у своего хозяина. Ребёнок должен твёрдо знать, что шапку нужно затолкать в рукав, носочки оставить в тапочках, тетради сложить в папку, а карандаши – в пенал (рекомендуется завести небольшой, с резинками, и заполнить его весь, чтобы в конце урока можно было одним взглядом оценить, все ли принадлежности собраны). То, что можно привязать, привяжите. Варежки пришейте к резинке, прикреплённой к петельке куртки. Очки и телефон удобно носить на цепочках и шнурках. Если сменка и форма помещаются в портфель, то лучше складывать их туда, а не в отдельный мешок. 

Хочешь, я и тебя сосчитаю? 
Развивайте внимание ребёнка. С самого раннего возраста можно ввести ритуал: собираясь на прогулку, вслух считайте игрушки и другие необходимые предметы, которые берут с собой. По возвращении подсчёт повторите, чтобы понять, всё ли вернулось домой. Составьте со своим школьником «список необходимостей», по нему он сможет сверить свои вещи, выходя из дома/школы. 

Весёлые напоминалки Ели малыш боится что-то забыть или потерять, придумайте вместе с ним забавные стишки-напоминалки. Например, «Отправляясь в дальний путь, ключ от двери не забудь!» или «Вон из зала не беги, пока не сложишь башмаки». Также очень хорошо работают аббревиатуры. В музыкальную школу ребёнок может ходить с «лисой», зная значение английского слова ФОКС (форма, обувь, ключ, скрипка), а на спортивную тренировку брать СОК (спортивная форма, обувь, ключ). СПОКИ – спортивная форма, портфель, обувь (сменная), ключ, инструмент (музыкальный) – это сокращение практически универсальное. Составьте что-то похожее, подходящее именно вашему «рассеянному с Бассейной».

18 мар, 06:30
+1 0

Как приучить ребёнка спать отдельно


Совместный сон грудничка с мамой полезен для обоих: маме не нужно посреди ночи вставать к кроватке, а малыш спокойно спит всю ночь, чувствуя мамино тепло и биение сердца. Но малыш растёт, и настаёт время, когда ему нужно отправляться спать в собственную кроватку. «Детстрана» рассказывает, как сделать это максимально безболезненно для крохи. 

Когда стоит приучать ребёнка спать отдельно Приучать малыша ко сну в своей кроватке лучше всего, когда: он уже не находится на грудном вскармливании; кроха спит спокойно по 5-6 часов; в возрасте от 1,5 до 3 лет. Ребёнок в этот период переживает кризис, в процессе которого отстаивает свою самостоятельность («я сам», «не хочу»), и переход в собственную постель сейчас считается наиболее лёгким и быстрым. 

Когда малыша лучше оставить рядом Повремените ещё немного с раздельным сном, если: идёт процесс отлучения от груди; у малыша режутся зубки или он болеет; кроха испытывает сильный стресс (например, в разгаре процесс адаптации к детскому саду и так далее). 

Дневной сон Сначала укладывайте кроху в свою кроватку только на дневной сон. Успокаивайте ребёнка, если он плачет, говорите, как его любите, пойте песенку или рассказывайте сказку. Будьте рядом со своим малышом, пока он не заснёт. Внимательно наблюдайте, как ведёт себя ваш сын или дочка во время пробуждения - если без истерик засыпает в своей кроватке и спокойно просыпается без мамы – полдела сделано.

 Постепенное переселение Сначала можно класть во время сна между собой и малышом какую-нибудь игрушку как преграду. Потом попробуйте перекладывать его в свою кроватку, придвинутую к вашей кровати, но со снятым бортиком. Если ваше чадо будет просыпаться, плакать и перелезать к вам, успокаивайте его и перекладывайте снова в кроватку. 

Ребёнок никак не хочет засыпать у себя? Тогда пусть он заснёт с вами, а потом аккуратно переложите кроху в его кроватку. Через какое-то время поставьте бортик на место и постепенно отодвигайте кроватку ребёнка от своего спального места. Не спешите сразу брать раскапризничавшегося малыша на руки, попытайтесь сначала успокоить его, не вынимая из кроватки.

Своя комната Как можно чаще говорите своему малышу, что он уже совсем большой и самостоятельный. Что только взрослые спят отдельно в своих собственных кроватях. Пусть ваш сын или дочка выберет себе постельное бельё и пижаму с любимыми героями мультфильма или яркий ночник в комнату. Пусть спит со своим любимым зайцем, который будет охранять его всю ночь. Возможно, какое-то время вам нужно будет спать в его комнате, чтобы кроха привык к новой обстановке и успокоился.

 Режим и ритуалы Для любого ребёнка очень важен режим дня, то есть повторяющиеся друг за другом изо дня в день действия: прогулка, еда, сон, игра и т. д. Чтобы малыш легче перенёс отлучение от родительской кровати, ему необходим и ритуал отхода ко сну. Например, купание, сказка на ночь, стакан тёплого молока или кефира, поцелуй родителей и пожелание спокойной ночи. Кроха привыкнет к этой традиции, и сам будет спокойно и крепко засыпать по вечерам в своей комнате. 

Приучение малыша к своей кроватке - дело долгое и требующее понимания и нежности со стороны мамы и папы. Помните, что оно может растянуться на долгие месяцы, поэтому необходимо запастись терпением. В любом случае, ребёнок рано или поздно захочет спать отдельно, а вы с удовольствием будете вспоминать время, когда он смешно посапывал у вас под боком.

16 мар, 07:30
+1 0
Темы с 1 по 10 | всего: 154

Последние комментарии

Лариса Чернова (Шестакова)
Замечательно!!!
Лариса Чернова (Шестаков… РИСУЕМ ПРИ ПОМОЩИ ЦИФР
Владислав Ильмер
Полина
Так здорово! :-)
Полина Детки впервые видят своих новорожденных братьев и сестер. Очень мило)
Леонид Андреев
Иван Р
Elena Churkina
Иван Р
голосование http://territoriyadetstva.mirtesen.ru/photos
Иван Р Участник конкурса: Семён
Иван Р
Фото присылайте на почту mirtesenblog@gmail.com с пометкой "Конкурс"
Иван Р Участник конкурса: Семён
Владислав Ильмер
А Том и Джери педоыилию не пропагандирует.
Владислав Ильмер Малыш и Карлсон — Все серии подряд
Иван Р
ну да... а "Том и Джерри" можно...
Иван Р Малыш и Карлсон — Все серии подряд
Читать

Поиск по блогу

Папы и Мамы

115 пользователям нравится сайт territoriyadetstva.ru